Предмет РИСУНОК. 1 А класс АКАДЕМИЧЕСКИЙ, 1 Б АКАДЕМИЧЕСКИЙ 1 В ЖИВОПИСЬ (преп. Кудрявцева Л. Н., Кудрявцев В. И., Кудрявцев И. В.)

1 Тема: Построение предметов быта.

Продолжаем изучать и строить окружающие нас предметы быта. Это могут быть кружки, бокалы цилиндрической формы, чайники, кофейники, бутылки из-под сока, кастрюли, ваза простой формы, ваза для фруктов.

Когда вы определились с предметом, который будете строить на листе формата А4, приступайте к работе.

  1. Необходимо закомпоновать изображение предмета в листе, он не должен быть очень большим или очень маленьким. От нижнего края листа расстояние должно быть больше, чем от верхнего. Так как предмет один, то располагаем его по центру относительно правого и левого края листа – это при построении предмета.
  2. Далее проводим прямую вертикальную линию – ось предмета. Измеряем при помощи карандаша и сравниваем ширину и высоту предмета. Ставим засечки. Если это кружка, бокал или кастрюля, то в большинстве случаев высота предмета больше, чем ширина. Так мы находим пропорции предмета (отношение ширины предмета к его высоте). Отношение может быть 1 к 1,5; 1 к 2; 1 к 2,5 и т.д. Чем больше человек рисует, тем более точно «на глаз» он определяет пропорции предмета.
  3. Т. к. у нас предмет простой цилиндрической формы, то следующий шаг – построение нижнего и верхнего основания предмета. Важно, что предмет находится чуть ниже уровня наших глаз. Донышко и верхняя часть предмета раскрываются и превращаются в эллипсы (овалы). Мы хорошо помним, что нижний овал чуть шире, чем верхний. Прописываем овалы.
  4. Следующий шаг – прорисовка ручки. Определяем в каком месте крепится ручка по отношению к нижнему и верхнему овалам. Еще важно определить насколько далеко или близко ручка отодвинута от бока предмета.
  5. Завершающий этап. Берем более мягкий карандаш 2М и прорисовываем предмет по контуру и видимую часть верхнего и нижнего овала. Уточняем линию предметной плоскости (линию стола, на котором стоит предмет). Намечаем границу света и тени, собственную тень на предмете и падающую тень от предмета на столе. Слегка штрихуем. Построение окончено.

Примеры:

Домашнее задание:

Построить 3 различных предмета цилиндрической формы: кружка, бокал, кастрюля и т.д. Формат А4, карандаш Н, НВ, 2Б.

Время: 9 часов.

2 тема: Тональный рисунок чайника простой цилиндрической или конусообразной формы.

Формат листа А4

  1. Необходимо закомпоновать изображение чайника в листе, он не должен быть очень большим или очень маленьким. От нижнего края листа расстояние должно быть больше, чем от верхнего. Так как чайник один, то располагаем его по центру относительно правого и левого края листа – это при построении предмета.
  2. Строим чайник по принципу первого задания, проверяем пропорции. 
  3. Следующий шаг – прорисовка ручки и носика чайника. Определяем в каком месте крепится ручка и носик по отношению к нижнему и верхнему овалам. Еще важно определить насколько далеко или близко ручка и носик отодвинуты от бока предмета.
  4. После того, как чайник построен, переводим его на чистый лист и начинаем проработку тоном.
  5. Начинаем с падающих теней, потом собственные тени на чайнике, далее тенью обозначаем край стола. Достаточно большое время необходимо набрать тон на «картинной плоскости» (на вертикальной плоскости за предметами). Оставляем зону блика, прорабатываем носик, крышку, ручку. Далее “лепка” формы всего чайника.
  6. Заканчивая рисунок, проверяем вылеплена ли форма чайника (передан ли объем), что темнее – фон или чайник, не забываем о рефлексах на предметах. Падающие тени ближе к предмету темнее, дальше – светлее (идет растяжка тона). Самое темное место – под толщинкой стола (оно ближе к нам). Помимо объема чайника, на последней стадии рисунка мы должны попытаться передать пространство, т.е. что ближе расположено, что дальше. Для этого надо поработать  с «предметной» плоскостью, т.е. с плоскостью стола. Дальнюю часть стола необходимо утемнить еле-еле карандашом 3Н (2-3 стоя). Часть стола перед чайником оставляем не заштрихованной (белой бумагой). 

Время: 9 часов.

Методические рекомендации (взяты из издания «Акварельная живопись» учебное пособие, часть 1. «Начальный рисунок». Издательство «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», Москва, 2013 г):

Очень важно правильно оборудовать свое рабочее место. Необходим стол (предметная плоскость), покрытый бортовкой (серой льняной тканью). Источник света, в нашем случае это лампа, дающая свет на натюрморт слева. Лист бумаги прикреплен к доске или папке, на которой вы будете рисовать, кнопками или зажимами. Лист бумаги освещен рассеянным светом, идущим из окна или от верхних ламп. Свет на натюрморте ярче общего света. Для удобства используйте стул со спинкой.

Одежда на рисующем должна быть в сдержанных тонах, чтобы не отвлекать рисующего и не давать ненужные рефлексы на натюрморт.

Все задания, кроме набросков, мы можем выполнять на этом рабочем месте: здесь можно рисовать фарфор, металл, бублики, фрукты и т.д. Доска или большая папка лежит на коленях у рисующего с опорой на стол. Лист бумаги находится в верхней части доски и четко перед глазами и рядом с натюрмортом. Достаточно чуть переводить глаза с рисунка на постановку.

Существует правильное освещение округлых предметов, позволяющее лучше увидеть их форму, объем и фактуру. Освещение верхнее боковое, освещена большая часть предмета. В таком случае лучше видны полутона.

Для рисунка предметы ставятся на белый лист бумаги, чтобы легче было видно конструкцию предмета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *