История искусства: группа 3 «В» резьба, живопись (Южная). Преподаватель Подрядчикова Л.Н.

Тема: Парсуна. (Портреты в иконописных традициях).Обратная связь: larisa_1805@mail.ru

Считается, что портретная живопись в европейском понимании
этого жанра возникла в России только в период правления Петра
Великого. Как правило, их писали приезжие иностранные художники и отечественные мастера, отучившиеся за рубежом. До этого живопись ограничивалась христианскими сюжетами, а
изображения людей могли встречаться на сюжетных фресках или в
миниатюрах на страницах рукописей. Однако уже в XVII на Руси
появились первые портреты – парсуны. На холстах или досках
изображали царей, князей, бояр. Женщин писать было не принято,
правило не распространялось лишь на царских невест и жен.
Первые портреты создавали мастера-иконописцы, поэтому
картины так напоминают канонические изображения святых: они
торжественны, орнаментальны, статичны.

Пример подобного портрета – парсуна царицы Марфы
Апраксиной из Русского музея. Вторая жена Федора III
Алексеевича была царицей чуть больше двух месяцев, затем ее
супруг скончался. Картину, судя по девичьему кокошнику,
написали еще до их свадьбы, когда Марфа была еще царской
невестой. Портрет создал анонимный художник из кремлевских
мастерских Оружейной палаты. Здесь видны все черты «наивного»
искусства: неестественная поза, кукольное лицо, красный наряд –
словно аппликация. Но есть и любопытная деталь, прогрессивная
для того времени – Марфа Матвеевна держит в руках веер, предмет
из иного, «галантного» мира.

В допетровские времена портреты царственных особ с натуры
писали редко. Чаще их копировали с других изображений, а потом
еще раз, и еще, пока сходство с исходником не терялось совсем. На
одном из портретов царица Марфа Апраксина изображена в
русском наряде на фоне пейзажа – это уже более традиционная

портретная живопись. У нее в руках собачка, скорее всего, это
кавалер кинг-чарльз-спаниель. Портрет был написан намного позже
ее кончины, в елизаветинское или екатерининское время.
Неизвестный мастер взял за образец и приукрасил другой портрет
царицы, овальный, сегодня он хранится в Русском музее.

Овальный портрет был написан примерно тогда же, что и парсуна
с веером – в предсвадебный период. Однако художник был явно
мастером своего дела: лицо царицы и ее фигура выписаны тонко и
изящно, ткани наряда и меха выглядят объемными. Возможно,
автором портрета был «иноземец Арнбургские земли» Иоганн
Вальтер. Он тоже, как и автор парсуны с веером, служил в
мастерских Оружейной палаты.

Задание: Найди изображения царицы о которой говорится и вставь
их в текст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *