Тема 1: Тоновый рисунок натюрморта из 3х предметов быта.
Основным заданием по предмету Рисунок в 3 классе является натюрморт. Размер А3, карандаши НВ, Н, 2Н, В.
На примере классного натюрморта «Белый кувшин, куб и конус» мы с вами рассмотрим этапы работы над любым натюрмортом. Конечно в обычной квартире куб и конус невозможно найти. Поэтому здесь представлены образцы других натюрмортов, предметы которых имеют конусообразную, шаровидную и кубическую формы. Представлен и натюрморт из металлических предметов: большой замок и 3 старинных ключа.
Работа над любым натюрмортом начинается с композиционного размещения предметов в листе. Это 1 этап. Он очень важен. От него зависит конечный результат вашей работы. Если предметы в листе нарисованы очень крупно, то при дальнейшей их проработке они будут «вываливаться» из листа. А если они нарисованы небольшими, то они “потеряются” в формате листа.
2 этап – построение предметов (карандаш НВ). На этом этапе важно точно определить пропорции предметов, т.е. отношение ширины предмета к его высоте. А также отношение предметов друг к другу. Какой предмет из 3х выше, шире, больше и т.д. И очень важно правильно нарисовать овалы.
3 этап – работа тоном (карандаши Н, НВ, В). Начинаем с прокладки собственных и падающих теней, сравниваем их друг с другом. Потом переходим к освещенным частям предметов и тоже сравниваем их друг с другом. Не надо ставить в натюрморт черный предмет, так и картинная плоскость (фон) не должна быть черной. Это создает дополнительные трудности в исполнении натюрморта.
Выявляем тоном объем предметов, постоянно следим за их пропорциями. Несколько слоев тона прокладываем на картинную плоскость (фон). Сравниваем тени и полутона друг с другом, чтобы избежать тональных повторов и ненужного нам контура предмета. Фон за предметами темнее освещенной части предметов, но светлее их собственных теней. Плоскость перед предметами светлее, чем за ними.
Отходим от натюрморта и смотрим издалека на свой рисунок. Исправляем увиденные ошибки и заканчиваем работу над натюрмортом.
Время исполнения – 12 часов по 3 часа в неделю. Формат А3.
Тема 2: Стеклянный стакан с водой и чайной ложкой.
Формат А4, карандаши 2Н, Н, НВ, В. Время исполнения: 9 часов по 3 часа в неделю.
Простота этого задания очень обманчива.
1 этап – компоновка. Предмет должен стоять на плоскости, а не висеть в воздухе. Намечаем стакан, учитывая ложку и падающую тень от стакана. Стакан должен стоять на белом листе бумаги – это важно.
2 этап – построение стакана. Определяем его пропорции, рисуем овалы, намечаем уровень воды в стакане, ложку и что с ней происходит.
3 этап – работа тоном. Начинаем с прокладки собственных и падающих теней, сравниваем их друг с другом. Переходим к освещенным частям предмета и тоже сравниваем их друг с другом. Пытаемся передать материальность: стекло, металл, воду за счет верной передачи тональных отношений. Тщательно работаем над деталями: где темнее стекло, где металл, где блестит вода. Равномерно штрихуем фон, он должен быть темнее освещенной части стакана. Прорабатываем детали ложки, передаем блеск металла, изучаем, как вода «ломает» ложку, пытаемся это детально передать. Работаем над стаканом долго, около 6 часов. Заканчиваем, делая собственную и падающую тень предмета темнее, чем фон. Проверяем точное расположение бликов на стекле, самое темное место на ложке. Сравниваем ширину верхнего и нижнего овала стакана. Делаем «растяжку» падающей тени.
Желаем удачи, терпения в работе над рисунками. Не забывайте часто, часто точить карандаш.
Телефон для консультаций: 89108502595
WhatsApp, Viber: 89806705730