1. Свето-теневой рисунок кастрюли. (Предмет тот же самый, который строили). Фон – гладкая белая ткань, на табурет кладем белую однотонную ткань.
Освещение верхнее, боковое.
2. Переводим на другой лист через окно на просвет, после проверки преподавателем. Формат А-4, бумага гознак. Отточить остро карандаши, мягкость от 2Н (2Т) до В (М).
3. Набираем тон предмета, карандаш 2Н (2Т), штрих прозрачный по форме.
4. Добиваемся плавного перехода тона, при увеличении слоев штриха. Горизонтальная плоскость стола утемняется, удаляясь от источника света и вглубь. Падающая тень, осветляется, удаляясь от источника света. Тень, чем ближе к источнику света, тем темнее. Свет, чем дальше от источника света, тем темнее.
5. Фон (вертикальная плоскость за кастрюлей) заштриховываем весь послойно, карандаш острый 2Н (2Т), расстояние между штрихами одинаковое – 1-1,5 мм. Чтобы не смазывался штрих, подложите под руку чистый листок бумаги формата А-5. а) Наклон штриха 45 градусов, всю вертикальную плоскость равномерно, не изменяя нажим на карандаш. б)
Наклон штриха 30 градусов, всю вертикальную плоскость равномерно, не изменяя нажим на карандаш. в) Наклон штриха вертикальный, всю вертикальную плоскость равномерно, не изменяя нажим на карандаш. г) Наклон штриха 60 градусов, половина вертикальной плоскости, не изменяя нажим на карандаш. д) Наклон штриха 15 градусов, четверть вертикальной плоскости, не изменяя нажим на карандаш. Задача добиться плавного перехода тона, количество слоев может быть больше. Фон за кастрюлей темнее задней плоскости табурета.
6. Передняя вертикальная плоскость стола, самое темное, темнее падающей тени, чем дальше от источника света, тем темнее. Карандаш НВ (ТМ). Заштриховываем послойно, изменяя направление штриха, чтобы образовывалась сеточка.