4В резьба по дереву (Южная) — Работа в материале. Преподаватель Иванников Р.Е.

Внимание!

Выполненные задания необходимо выложить в альбоме своего класса в группе в социальной сети «ВКонтакте»

Написать на электронную почту roman-iart@yandex.ru можно только в случае невозможности пользоваться этой социальной сетью!

Комментарии к фотографиям в группе будут моими замечаниями и одобрениями выполненных работ! Комментарии будут появляться в день проверки работ, указанный в задании. Если есть необходимость что-то узнать у меня раньше, можно написать мне в сообщениях

График заданий и проверок с учетом расписания занятий – 2 раза в неделю; скорректирован в соответствии с особенностями дистанционного обучения и соответствует периодичности занятий по предмету.

Тема 1: Творческая работа. Композиция. Выбор темы и техники. Поиск творческого источника.

Творческая работа над изделием – это и есть основное, самое главное дело художника декоративно-прикладного искусства. Каждый автор в течение своей творческой жизни формирует тематические, стилевые предпочтения, выбирает наиболее подходящее направление. И здесь перед начинающим художником открываются очень большие возможности. Поэтому к выбору темы, стиля и техники резьбы для своей по-настоящему первой творческой работы следует отнестись очень серьезно. Изучим возможные варианты.

Плосковыемчатая резьба как творческая основа авторского изделия выбирается мастерами достаточно нечасто. Так, многие считают, что эта резьба слишком проста в исполнении, ограничена в композиции. Однако это не так, и об этом свидетельствуют работы тех художников, которые все-таки выбирают это направление. Многочисленные образцы резьбы в крестьянском быте прошлых столетий и изделий абрамцевской художественно-столярной мастерской также говорят об обратном.

Итак, резьба изделия в этой технике требует в первую очередь очень интересного, творческого подхода к композиции, умения нестандартно решать очевидные с первого взгляда задачи – только в этом случае можно получить на выходе действительно яркую работу. Особое внимание следует уделять стилизации образов именно для возможного их выполнения в этой технике.

Напомним, что к плосковыемчатой резьбе относятся геометрическая и контурная. Зачастую эти два вида объединяются в одной работе, они как правило композиционно дополняют друг друга. Тематика для таких работ практически безгранична: это могут быть и природные мотивы, и архитектура, и образ человека.

***

Плоскорельефная резьба также несложна в исполнении, но выполненная аккуратно интересная композиция в этой технике выглядит очень ярко и оригинально.

Для творческой работы, как правило, выбирают сложные многосоставные композиции. Такой подход достаточно непрост и интересен для автора. Образы, решенные в едином стиле, располагаются на плоскости панно в разных местах (на следующем риснуке это птицы), зачастую при этом не выделяется главный образ, а все они равновесно располагаются по всей поверхности, органично сочетаясь с дополняющими растительными элементами.

Интересно и самобытно работает в этом стиле художник Евгений Круподеров из г. Вязьмы. Его композиции в традициях абрамцево-кудринской резьбы сбалансированы, цельны, все элементы детально проработаны и настолько удачно вплетены в общую канву орнамента, что создается единое кружево

***

Особый интерес вызывают панно с сюжетной композицией в технике плоскорельефной резьбы. Здесь очень уместно использовать различные темы из сказок, басней. Такая композиция строится на равновесии крупных силуэтных пятен – ведь в плоскорельефной резьбе именно силуэт играет основную роль, в то время как разработка элементов образов будет второстепенной и проработанной только в ключевых местах. При этом важно суметь сохранить присущие плоскорельефной резьбе декоративность, изящность и плавность линий.

***

Орнамент мелкой пластики является уже достаточно сложной задачей как с точки зрения техники резьбы, так и композиции. Такой орнамент очень традиционен для многих культур: русской, византийской, кельтской, восточных стран. Поэтому зачастую уместно выполнять работу, опираясь на эти национальные мотивы.

Орнамент всегда имеет в своем рисунке повторяющиеся мотивы, единую стилевую основу элементов. Очень важно сохранить эти основополагающие черты в своей творческой работе, иначе композиция будет дробной, что недопустимо.

Мелкая пластика выполняется в технике рельефной резьбы. Вырезать такие орнаменты достаточно сложно, ведь вся пластика рельефа развивается на очень небольшой глубине 3-4 мм, это технически ограничивает возможности резьбы. Любые резы оказываются значимыми, и случайное углубление даже на лишний миллиметр может оказаться непоправимой ошибкой.

***

Декоративное панно с образами животных, природы, выполняемое в технике рельефной резьбы, является очень распространенной темой. Творческие работы в этом направлении отличает одна или несколько из следующих особенностей:

  • проработка планов рельефа;
  • предельная степень декоративной детализации элементов;
  • многофигурность;
  • стилизация или, наоборот, реалистичность.

На декоративном панно с растительным мотивом орнамент построен на основе изящной пластики элементов, необычных декоративных цветов. Кружево элементов создает сказочную атмосферу теплого лета.

Панно на следующих рисунках имеют одинаковую композиционную схему: главный персонаж является доминантой всей композиции и расположен по центру. Однако на этом их сходства заканчиваются. В изделии на первом рисунке мы видим стилизацию природного мотива с предельно детальной проработкой всех элементов. Это и очень интересно найденный ход резьбы шерсти волчонка, оригинальная фактура коры дерева, уникальная стилизация елей, перекликающаяся с геометрической резьбой. Не менее интересно на заднем фоне с помощью контррельефа показаны силуэты дальних деревьев. На другом рисунке изображена работа по сказке «Кот в сапогах». Автором найден интересный подход к изображению эпохи, дух Европы позднего средневековья угадывается безошибочно. Городской пейзаж на дальнем плане органично дополняет образ главного персонажа и рассказывает зрителю о той среде, где и происходило действие.  

Существенно отличается по композиции декоративное панно следующем рисунке. Здесь сюжетная многофигурная композиция выполнена по мотивам знаменитого фрагмента «У Лукоморья…» поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Пожалуй, этот отрывок стал для русской культуры олицетворением народной сказки со всеми образами старины, и именно в таком ключе раскрыта на панно: кроме пушкинских кота, витязей и русалки здесь есть и золотая рыбка, и сова… Все эти образы объединяет могучий дуб со златой цепью, оставаясь при этом фоновым, как бы второстепенным по плановости образом, но на самом деле его значение (и смысловое, и композиционное) очень велико.

***

Домашняя утварь – очень характерное для резьбы по дереву направление творчества, ведь здесь раскрывается непосредственно утилитарная функция этого вида декоративно-прикладного искусства. Русская деревянная посуда имеет свои традиционные формы, каждая из которых имеет свое название: ковш, братина, скобкарь, солонка, чашка, ендова, ложка. Некоторые предметы сохранились в неизменном или очень похожем виде и в наше время, поменяв лишь основной материал – сейчас деревянная посуда практически не встречается. Другие же понятия необходимо пояснить.

Ковш – широкий открытый сосуд с одной ручкой для зачерпывания.

Братина – сосуд для коллективного пития, по форме напоминающий горшок с крышкой.

Здесь нужно сделать оговорку, что в старые времена были совершенно другие традиции за столом. Так, зачастую не было индивидуальных приборов – мисок, стаканов, но каждый мог своим ковшом или ложкой зачерпнуть еду или питие из общего сосуда. Именно для таких целей и служила братина. Из братины пили вкруговую, черпая по очереди.

Скобкарь – сосуд для питья ладьевидной формы с двумя ручками, зачастую стилизованными под голову и хвост птицы или лошади.

Ендова – низкий ковшеобразный сосуд с одной ручкой и носиком для разливания или коллективного питья за столом большой семьей.

Ендовы часто делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха, где тело представляло непосредственно сосуд, а голова и хвост – ручки и рыльце (так в старину называли носик).

Именно эти все предметы и становятся зачастую объектом для творчества резчиков. Композиционную основу в этих изделиях и составляют традиционные формы того или иного предмета. Орнамент на изделие наносится уже после его резьбы и тщательной шлифовки. Часто для декорирования таких изделий выбирают геометрическую или плоскорельефную резьбу, но возможно и использование рельефной резьбы, в том числе орнамента мелкой пластики.

При разработке композиции этих предметов важно продумывать не только силуэт и орнамента, но и виды с разных сторон, и форму внутренней поверхности.

***

Особого внимания заслуживает тема предметов мебели. Безусловно, многие художники работают в этом направлении, совмещая искусство резьбы со столярным ремеслом, и зачастую особую сложность изделиям придает именно технологичность обработки дерева. Однако можно выполнить и ряд изделий, не требующих принципиально сложно столярной работы, например, небольшие комплексы для прихожей с зеркалом или вешалками для одежды

Выполняя такие изделия важно учитывать их утилитарную функцию, ведь эти изделия создаются не как арт-объекты, а в первую очередь для их использования в быту. Так, необходимо просчитывать размер полок в зависимости от их предназначения, размер крючков для одежды и на каком расстоянии друг от друга они будут находиться, на какой высоте будет располагаться зеркало. Все эти параметры и влияют на удобство последующего использования

***

Создать скульптурный образ с фигурой человека, выражающий ту или иную тематику, состояние героя, его внутренний мир – это очень серьезная задача даже для опытного художника. В этом направлении возможно отразить самые разные темы, ведь формы и виды деятельности человека очень разнообразны. Это и увековечивание памяти о великих людях, и духовный подвиг известных подвижников или собирательный образ целой прослойки общества, и выражение бытовых моментов того или иного труда, и сказочная тематика, и много еще различных тем могут быть реализованы в этом направлении

***

Выбор направления и темы для творческой работы – это очень серьезный, ответственный шаг. Ведь сделанный сейчас выбор может серьезно повлиять на дальнейшую творческую работу в течение многих лет. Поэтому важно обдумать каждую возможную тему, особенности композиции и технологии, почувствовать близкое для себя направление – только так можно сделать правильный выбор.

 

Тема 2: Выполнение композиции изделия в карандаше

Из выполненных ранее эскизов выбирается лучший, и на его основе уже выполняется композиция в натуральную величину, вначале в карандаше. Для этого есть ясная последовательность работы.

Последовательность работы над композицией

  1. Определение размеров изделия
  2. Набросок в массах формы изделия
  3. Набросок в массах композиции сюжета и орнамента
  4. Детализация и чистовой рисунок формы
  5. Разработка наиболее крупных элементов
  6. Детальный рисунок всех изобразительных элементов
  7. Рисунок декоративного наполнения и фактур

1. Определение размеров изделия. В соответствии с выбранным для работы эскизом необходимо определить размер будущего изделия. Он может зависеть от многих факторов: утилитарное использование изделия в быту и его назначение, выбранный стиль и техника, желательный размер элементов для резьбы, сложившиеся традиции. Обобщив эти факторы, и становится возможным определить наиболее подходящий для этого изделия размер.

В соответствии с этим размером подбирается лист бумаги для дальнейшего рисунка. При этом важно взять такой формат, чтобы оставались поля около 15 см со всех сторон изделия. Это важно для того, чтобы не ограничивать творческий процесс, ведь размер может изменяться, к тому же в процессе работы над композицией важно иметь возможность что-то менять, дополнять. 

Естественно, для объемного изделия выполнять композицию на бумаге необходимости нет – весь процесс проходит в мягком материале по правилам работы со скульптурой. Здесь подробно опишем процесс работа над композицией на плоскости.

  1. Набросок в массах формы изделия выполняется по эскизу в соответствии с габаритными размерами. На этом этапе не следует прорисовывать четкие линии – это должен быть именно набросок. Все линии должны быть очень легкими, без нажима, предполагается, что любая из них еще может очень сильно измениться и по форме, и по расположению.
  2. Набросок в массах композиции сюжета и орнамента выполняется вслед за наброском формы изделия. На этом этапе на картон переносятся основные элементы в соответствии с эскизом. При этом они прорисовываются лишь в общих чертах, схематично. Сейчас важно определиться с их расположением, размерами, но не с деталями. Чем меньше будет детализации, тем проще оценить качество композиции, ее цельность.
  1. Детализация и чистовой рисунок формы выполняется, когда уже есть ясность относительно общей композиции, расположения ее главных элементов. Силуэт изделия прорисовывается таким образом, чтобы обогатить общий рисунок, подчеркнуть творческую идею, заложенную в теме работы.
  2. Разработка наиболее крупных элементов в соответствии с их размером, определенным наброском, является одним из важнейших этапов работы над композицией. Следует вести работу над всеми наиболее значимыми изобразительными элементами. При этом важно вести работу в едином стиле. Если композиция предполагает орнаменты, то сейчас важно подробно прорисовать их схемы, расположение основных элементов, продумать их стиль.
Разработка крупных элементов композиции – этапы поиска образа
  1. Детальный рисунок всех изобразительных элементов выполняется, когда уже задан общий стиль рисунка посредством главных, доминирующих образов. Фактически здесь выполняется то же самое, что и на предыдущем этапе, но относится это уже ко всем оставшимся фрагментам композиции.

Прежде, чем перейти к следующему этапу, нужно внимательно осмотреть уже сложившуюся композицию будущего изделия. Сейчас самое время критически оценить выполненную работу, изучить все нюансы, по необходимости что-либо поправить, исправить ошибки. Очень важно быть уверенным, что наше будущее резное изделие действительно выполнено на высшем уровне, будет образцовым, поэтому не следует пренебрегать даже некоторой придирчивости к собственной композиции – все это направлено на то, чтобы сделать ее лучше.

7. Итак, мы убедились, что достигли лучшего изображения, соответствующей нашей творческой идее. Для завершения композиции остались последние штрихи: нарисовать декоративное наполнение и фактуры, если это необходимо. Так, многие фактуры не прорисовываются, подразумевая, что резцы и так оставляют после себя фактурную поверхность, но некоторые моменты все же полезно обозначить на картоне, как и декорировать некоторые элементы, если это будет грамотно разнообразить композицию. Также полезно сделать легкую прокладку тоном основных частей рельефа.

Практическое задание 1.1: Выбрать тему и технику; подобрать творческие источники. В качестве выполненного задания нужно выложить творческие источники (не менее 5 шт.) с описанием к какой теме и в какой технике будет выполнено изделие.

  • Проверка задания: 8 апреля – предварительная; 11 апреля – итоговая.
  • Рекомендации к заданию 1.1: После того, как определились с темой и техникой будущей творческой работы, возникнет ряд вопросов по поводу тех изобразительных элементов, которые будут обязательно присутствовать в композиции. Это может касаться самых разных тем. «Какая была архитектура в средневековой Европе?» «Какую одежду носили на Руси во времена ее крещения?» «Какие деревья растут на морском побережье?» «Какое оружие было у монголов?» Подобные вопросы будут возникать постоянно, поэтому очень важно заранее подготовиться и найти много иллюстративного материала о самых разных деталях. Этот материал поможет определиться с творческим источником для будущей композиции. В качестве творческого источника может выступить практически любой связанный по тематике или образу предмет, элемент архитектуры, природы, костюма и многое другое. Но важно правильно вести работу с этим изображением: выбранный мотив не копируется, но является основой для ассоциативного ряда. Например, образ готической стрельчатой арки может стать композиционной основой для предмета мебели, допустим, вешалки для прихожей. Естественно, в этом случае будут изменены размеры, форма наполнится соответствующим стилю орнаменту, сама изначальная форма арки может и не быть полноценно представлена на итоговом изделии, но сохранятся стилевые черты, «дух» этого мотива. Именно так и происходит работа с творческим источником

Практическое задание 2.1: Выполнить этапы 1-2 разработки композиции

  • Проверка задания: 15 апреля.

Практическое задание 2.2: Выполнить этап 3 разработки композиции

  • Проверка задания: 18 апреля.

Практическое задание 2.3: Выполнить этапы 4-5 разработки композиции

  • Проверка задания: 22 апреля  – консультация; 25 апреля – проверка

Практическое задание 2.4: Выполнить этап 6 разработки композиции

  • Проверка задания: 29 апреля.

Практическое задание 2.5: Выполнить этап 7 разработки композиции

  • Проверка задания: 6 мая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *