Внимание!
Выполненные задания необходимо отправить на почту nikmilchenko@yandex.ru
Тема 1: Знакомство с рельефной резьбой
Рельефная резьба является очень сложным как в творческом, так и в исполнительском процессах резьбы по дереву. Это та резьба, где от эскизного замысла на бумаге и до последнего реза инструментом на изделии есть единый процесс творчества. В исполнительском деле, в непосредственной резьбе необходимо думать, видеть и анализировать то, что в данный момент режется и что будет вырезаться дальше. То есть на протяжении всей работы над изделием художник постоянно находится в состоянии творческого напряжения.
Рельефные изображения очень разнообразны по видам. Но прежде всего рельеф – это скульптурное изображение на плоскости. Неразрывной его связью с плоскостью является фон. Здесь с фоном связана другая разновидность рельефа – контррельеф, углубленный рельеф (вырезанный на плоскости фона контур изображения). Вся геометрическая и контурная резьба – это контррелеьф.
Рельеф – скульптурное изображение на плоскости
Контррельеф – рельеф, скульптурное изображение в котором располагается ниже плоскости фона.
В рельефе особое значение имеет высота изображения над фоном. Особенность рельефного изображения заключается в том, что форма трансформируется, изменяется по размеру, «сжимается» по направлению к фону. От степени этой трансформации различают низкий и высокий рельефы.
Барельеф – низкий рельеф (от франц. bas relief), где изобразительная его часть выступает над фоном не более, чем на половину своего объема.
Горельеф – высокий рельеф (от франц. haut relief), в котором скульптурное изображение выступает над фоном более, чем на половину своего объема. Некоторые детали скульптуры могут быть в отрыве от фона.
Кроме того, как барельеф, так и горельеф могут быть с прорезным фоном, так называемый ажурный рельеф.
Ажурная резьба – рельефная резьба, в которой фон полностью удаляется, образуя в этих местах сквозные прорези.
По технологии исполнения рельефной резьбы ее отличительной особенностью является то, что поверхность доски при резьбе не является ни фоном, ни изобразительным элементом изделия. Все ее элементы и детали находятся в толще массива древесины, а чтобы «извлечь» их оттуда (вырезать), необходимо значительно углубить фон.
Все это позволяет создавать в этом виде резьбы уникальные авторские художественные произведения. Художник может при этом опираться на известные стили (например, барокко, ампир) или национальные традиции (кельтское, византийское, древнерусское искусство и другие), а может создать что-то уникальное, созвучное своему времени. Рельефная резьба при всем разнообразии ее композиционного строения и сложности исполнения в материале отличается своей невероятной пластической выразительностью и многогранной игрой светотеневых изменений.
***
Прежде чем приступить к практическому освоению техники рельефной резьбы в материале, необходимо выполнить рисунок на бумаге образцов рельефной резьбы: орнаментальных полос, фрагментов растительных орнаментов, фрагментов тематических панно (с элементами растений, животных, птиц, фигуры человека). Все эти зарисовки следует выполнять на основе вырезанных работ или хотя бы фотографий резьбы.
Зарисовки эти необходимы, чтобы на примере образца произведения увидеть элементы, которые преобразованы в стиль этого произведения (стилизованы), и понять насколько они изменены по отношению с природными. Выполняя рисунки образцов рельефа орнаментальной полосы надо постоянно помнить об основе их построения – ритме, плавности движения элементов, связанных друг с другом, их единстве. Здесь отчетливо усматриваются элементы повтора, ритмики, движения, а также соразмерности и пропорций.
Рисунки образцов рельефной резьбы растительного орнамента несут в себе определенное настроение, содержание. Он может быть строгим, лаконичным, спокойной или торжественным. Но может быть и игривым, легким, изящным и напряженным. И это тоже необходимо увидеть и понять, в чем отличие их стилизации и как они связаны в единое стройное изображение.
Практическое задание 1.1: Выполнить 4 разноплановых рисунка с образцов рельефной резьбы.
- Проверка задания: 25 апреля (2 рисунка) и 6 мая (еще 2 рисунка)
- Рекомендации к заданию 1.1: необходимо максимально точно воспроизвести рисунок по образцу. Важно обратить в первую очередь внимание на композиционную основу – «скелет» мотива. Так, в растительном мотиве обязательно присутствует движение веточки, на которой уже располагаются элементы. Найти эту основу – первоочередная задача, только так можно понять и почувствовать изображаемую композицию. И только после воспроизведения композиционной основы можно приступить к отрисовке деталей, постоянно соизмеряя их друг с другом и с общим размером композиции и проверяя расположение друг относительно друга. Для копирования нужно выбрать образцы из предложенных ниже, по возможности распечатать их и копировать с бумажного, а не электронного носителя.