Внимание!
Выполненные задания необходимо выложить в альбоме своего класса в группе в социальной сети «ВКонтакте»
Написать на электронную почту roman-iart@yandex.ru можно только в случае невозможности пользоваться этой социальной сетью!
Комментарии к фотографиям в группе будут моими замечаниями и одобрениями выполненных работ! Комментарии будут появляться в день проверки работ, указанный в задании. Если есть необходимость что-то узнать у меня раньше, можно написать мне в сообщениях
График заданий и проверок с учетом расписания занятий – 1 раз в неделю; скорректирован в соответствии с особенностями дистанционного обучения и соответствует периодичности занятий по предмету.
Тема 1: Знакомство с рельефной резьбой
Рельефная резьба является очень сложным как в творческом, так и в исполнительском процессах резьбы по дереву. Это та резьба, где от эскизного замысла на бумаге и до последнего реза инструментом на изделии есть единый процесс творчества. В исполнительском деле, в непосредственной резьбе необходимо думать, видеть и анализировать то, что в данный момент режется и что будет вырезаться дальше. То есть на протяжении всей работы над изделием художник постоянно находится в состоянии творческого напряжения.
Рельефные изображения очень разнообразны по видам. Но прежде всего рельеф – это скульптурное изображение на плоскости. Неразрывной его связью с плоскостью является фон. Здесь с фоном связана другая разновидность рельефа – контррельеф, углубленный рельеф (вырезанный на плоскости фона контур изображения). Вся геометрическая и контурная резьба – это контррелеьф.
Рельеф – скульптурное изображение на плоскости
Контррельеф – рельеф, скульптурное изображение в котором располагается ниже плоскости фона.
В рельефе особое значение имеет высота изображения над фоном. Особенность рельефного изображения заключается в том, что форма трансформируется, изменяется по размеру, «сжимается» по направлению к фону. От степени этой трансформации различают низкий и высокий рельефы.
Барельеф – низкий рельеф (от франц. bas relief), где изобразительная его часть выступает над фоном не более, чем на половину своего объема.
Горельеф – высокий рельеф (от франц. haut relief), в котором скульптурное изображение выступает над фоном более, чем на половину своего объема. Некоторые детали скульптуры могут быть в отрыве от фона.
Кроме того, как барельеф, так и горельеф могут быть с прорезным фоном, так называемый ажурный рельеф.
Ажурная резьба – рельефная резьба, в которой фон полностью удаляется, образуя в этих местах сквозные прорези.
По технологии исполнения рельефной резьбы ее отличительной особенностью является то, что поверхность доски при резьбе не является ни фоном, ни изобразительным элементом изделия. Все ее элементы и детали находятся в толще массива древесины, а чтобы «извлечь» их оттуда (вырезать), необходимо значительно углубить фон.
Все это позволяет создавать в этом виде резьбы уникальные авторские художественные произведения. Художник может при этом опираться на известные стили (например, барокко, ампир) или национальные традиции (кельтское, византийское, древнерусское искусство и другие), а может создать что-то уникальное, созвучное своему времени. Рельефная резьба при всем разнообразии ее композиционного строения и сложности исполнения в материале отличается своей невероятной пластической выразительностью и многогранной игрой светотеневых изменений.
***
Прежде чем приступить к практическому освоению техники рельефной резьбы в материале, необходимо выполнить рисунок на бумаге образцов рельефной резьбы: орнаментальных полос, фрагментов растительных орнаментов, фрагментов тематических панно (с элементами растений, животных, птиц, фигуры человека). Все эти зарисовки следует выполнять на основе вырезанных работ или хотя бы фотографий резьбы.
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/01-1-600x190.jpg)
Зарисовки эти необходимы, чтобы на примере образца произведения увидеть элементы, которые преобразованы в стиль этого произведения (стилизованы), и понять насколько они изменены по отношению с природными. Выполняя рисунки образцов рельефа орнаментальной полосы надо постоянно помнить об основе их построения – ритме, плавности движения элементов, связанных друг с другом, их единстве. Здесь отчетливо усматриваются элементы повтора, ритмики, движения, а также соразмерности и пропорций.
Рисунки образцов рельефной резьбы растительного орнамента несут в себе определенное настроение, содержание. Он может быть строгим, лаконичным, спокойной или торжественным. Но может быть и игривым, легким, изящным и напряженным. И это тоже необходимо увидеть и понять, в чем отличие их стилизации и как они связаны в единое стройное изображение.
Практическое задание 1.1: Выполнить 4 разноплановых рисунка с образцов рельефной резьбы.
- Проверка задания: 25 апреля (2 рисунка) и 6 мая (еще 2 рисунка)
- Рекомендации к заданию 1.1: необходимо максимально точно воспроизвести рисунок по образцу. Важно обратить в первую очередь внимание на композиционную основу – «скелет» мотива. Так, в растительном мотиве обязательно присутствует движение веточки, на которой уже располагаются элементы. Найти эту основу – первоочередная задача, только так можно понять и почувствовать изображаемую композицию. И только после воспроизведения композиционной основы можно приступить к отрисовке деталей, постоянно соизмеряя их друг с другом и с общим размером композиции и проверяя расположение друг относительно друга. Для копирования нужно выбрать образцы из предложенных ниже, по возможности распечатать их и копировать с бумажного, а не электронного носителя.
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/05-3.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/06-2.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/07-2.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/08-3.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/09-2.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/10-5.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/11-5.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/12-5.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/13-3.jpg)
![](http://shkoladpi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/14-6.jpg)